Амбоно-тиморские народы
амбо́но-тимо́рские народы, группа народов в Восточной Индонезии (2320 тыс. человек) и на Восточном Тиморе (20 тыс. человек). Населяют восточные Малые Зондские острова (остров Флорес, Солорский и Алорский архипелаги, большей частью остров Тимор, остров Роти) и южную и центральную часть Молуккских островов (острова Барат-Дая, Салатан-Тимур, Ару, Серам, Амбонские острова, Буру, Сула). Наиболее крупные алорцы, ротийцы, атони, амбонцы, ламахолот. Язык центрально-австронезийской группы австронезийской семьи. Общая численность 2375 тыс. человек. В основном мусульмане-сунниты и христиане (протестанты-реформаты и католики).Формирование амбоно-тиморских народов происходило в результате длительных контактов австронезийских переселенцев с неавстронезийским аборигенным населением, продолжавшихся с 54-го тысячелетия до нашей эры вплоть до современности. В XIIIXIV вв. некоторые районы Восточной Индонезии были втянуты в сферу влияния яванской индуистской цивилизации (острова Амбон, Улисские, Банда). В XV веке распространяется ислам. На Амбонских островах и островах Банда возникли крупные центры по производству пряностей, захваченные с XVI века португальскими, с XVII века голландскими колонизаторами. В колониальный период амбоно-тиморские народы входили также во многие индонезийские политические образования: макасарский султанат Гова (включавший Алорский, Солорский архипелаги, Восточный Флорес и части Тимора), султанат Тернате (Амбон, Серам, Буру и др.), султанат Тидоре (восточная часть острова Серам и др.).Амбоно-тиморские народы входят в три историко-этнографических ареала: южно-молуккский, сложившийся под влиянием амбонцев, восточно-тиморский (бывшая португальская колония) и западно-тиморский, где определяющим было влияние атони и ротийцев. Им соответствуют три основных типа этнических общностей Малайского архипелага: "торговые этносы" (алорцы, курцы, амбелауанцы, банданцы, батуаса, гесерцы, кайели, добоанцы и др.), "колониальные этносы" (амбонцы), аборигенные народы внутренних областей (алуне, аруанцы, вемале, буруанцы, бонфия, ветарцы, атони, тетумы, кемаки, мамбаи, тукудеде, кеданг, ламахолот, кейцы, танимбарцы, ротийцы, летийцы, ватубельцы, манусела, серамцы и др.).По культуре и хозяйству амбоно-тиморские народы неоднородны. Наиболее развитые из амбоно-тиморских народов (амбонцы, банданцы) занимаются товарным производством пряностей (гвоздика, мускатный орех), копры, сочетая его с огородничеством и рыболовством. Наиболее распространены хозяйственные типы добывателей саго (Молуккские острова) и тропических ручных земледельцев (Малые Зондские острова, внутренние районы всех крупных островов региона). На Тиморе и окружающих островах (Лети, Кисар и др.) развито скотоводство (козы, лошади, овцы). Остальные амбоно-тиморские народы практикуют животноводство океанического типа (свиньи, куры, собаки); мусульманское население не держит свиней и собак.Древнейший общий для всех амбоно-тиморских народов элемент одежды набедренная повязка (чидако) из лубяной ткани повсеместно вытеснен одеждой региональных вариантов общеиндонезийского типа.Основа пищи у добывателей саго варёный саговый крахмал с добавлением пряностей и рыбы; у ручных земледельцев кукурузная каша и лепёшки в западной части региона, варёные корнеплоды и клубнеплоды в восточной. В некоторых районах известна культура риса. Городское население переходит на западноиндонезийскую пищевую модель (варёный рис с приправами).Современные поселения амбоно-тиморских народов прибрежные, линейной или беспорядочной планировки. Традиционные поселения (негри-лама), исчезнувшие в основном в XIX начале XX вв., кучевые, располагались во внутренних районах или на труднодоступных скалистых мысах, имели укрепления из кораллового известняка или бамбука, общинный дом в центре.Жилище общеиндонезийского типа, прямоугольное, каркасно-столбовое, свайное, реже наземное, однокамерное, окружённое верандой. На Западном Тиморе бытует круглое наземное жилище, характерное, вероятно, для неавстронезийского субстрата.Существует деление на роды и линиджи. До середины XX века сохранялись матрилатеральный кросскузенный брак и трёхродовые союзы. Основа социальной организации сельская община.Практиковалась охота за головами (на Сераме до середины XX века), инициации, вторичные захоронения и др. На Амбонских островах, острове Серам, островах Банда, Кей, Ару существовали надэтнические религиозно-политические "союзы пяти" (улилима) и "союзы девяти" (улисива). Традиционные верования сохраняются на Восточном Тиморе (кемаки, мамбаи, часть тетумов) и у некоторых горных народов Серама (нуаулу, хоаулу, бонфия и др.).М. А. ЧленовЭтнонимы: амбоно-тиморские народы, алорцы, алуне, амбелауанцы, амбонцы, аруанцы, атони, банданцы, батуаса, бонфия, буруанцы, ватубельцы, вемале, ветарцы, гесерцы, добоанцы, кайели, кеданг, кейцы, кемаки, курцы, ламахолот, летийцы, мамбаи, манусела, ротийцы, серамцы, танимбарцы, тетумы, тукудеде