«Ваджраяна»: раскройте смысл слова с профессиональным толкованием. Что значит термин - «Ваджраяна», будь то религиозный посыл или народный смысл, представляет собой уникальное культурное наследие,
раскрывающее мировоззрение и традиции создавшего его народа. В наших материалах вы найдете не только оригинальные тексты понятий, но и их детальный анализ, исторический контекст и современную интерпретацию.
Мы поможем расшифровать смыслы, связанные с этим понятием: от бытовых ассоциаций до архетипических символов. Узнайте, как использовать слово Ваджраяна в жизни.
Ваджраяна
Ваджраяна
ваджраяна (другие названия — тантра, тантраяна, тантрийский буддизм, мантраяна; в переводе с санскрита — «алмазная колесница»), одно из трёх основных направлений в буддизме наряду с хинаяной («узкой колесницей») и махаяной («великой колесницей»). Часто ваджраяну рассматривают как высшую стадию развития махаяны, не выделяя в самостоятельное направление. Концепция происхождения ваджраяны от индуистского тантризма большинством современных исследователей отвергается, буддийский тантризм имеет древние истоки, уходящие в глубину индийской традиции. Для ваджраяны характерно многообразие форм йогической практики, в её рамках было создано много текстов, вошедших в канон, и ещё больше комментариев к ним, всемирное признание получило искусство ваджраяны, иконография, скульптура. Ваджраяна окончательно оформилась к концу 1-го тысячелетия, стала распространяться за пределами Индии: на Шри-Ланке, в Индонезии, Китае, Тибете, Японии, однако почти везде со временем исчезла, кроме Японии, где сохраняется и поныне в виде школы Сингон, и Тибета, где ваджраяна достигла наивысшего расцвета. В её рамках начиная с VIII в. начали возникать школы Ньингмапа, Каргьюпа, Кармапа, Дугпа, Сакьяпа, Кадампа. За исключением Кадампа, на основе которой в конце XIV — начале XV вв. возникла Гелугпа, все остальные сохранились до наших дней. Основные концепции ваджраяны общебуддийские, однако в ней сделан больший упор на возможность достижения состояния будды в течение одной жизни. Этой цели служат йогическая практика, медитация, чтение мантр, почитание духовного наставника. Пантеон ваджраяны структурно оформлен довольно чётко: будды, бодхисатвы, пратьекабудды, архаты, идамы, учителя веры, исторические персонажи, самый низший разряд — местные боги, божества, духи, которые наряду с традиционными верованиями и культовой практикой вступили во взаимодействие с идеологической и культовой системой буддизма. Священные тексты ваджраяны Ганджур (108 томов) и Данджур (225 томов). В них наибольший упор делается на 2606 текстов, образующих 4 класса тантр: крия-тантры (тантры действия), чарья-тантры (тантры исполнения), йога-тантры (тантры йогической медитации), анутарайога-тантры (тантры «отцовские» и «материнские» — наивысший разряд йоги). Философские идеи тантры недейственны без тантрийской практики, включающей в себя йогический психотренинг в сочетании с эзотерической и магической практикой. Тантрийская эзотерическая практика обычно передавалась в устной форме от учителя к ученику. Только следование системе в целом могло привести к искомой цели — достижению индивидом состояния просветления в течение одной жизни. В нравственном отношении ваджраяна делает упор на концепцию «колеса жизни» (бхавачакра), в практике медитации — на реализацию в себе концепции мандала, в постижении сущности бытия — на концепцию «колеса времени» (калачакра), в мифологии — на образ страны всеобщего счастья и благоденствия Шамбала. Только в ваджраяне имеется отсутствующий в иных формах буддизма институт «живых богов», реализованная на практике концепция перерождения и воплощения персонажей пантеона в тела земных людей (например, далай-лама — воплощение бодхисатвы милосердия Авалокитешвары, панчен-лама — будды Амитабхи). Подлинную специфику национальным вариантам буддизма в Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве обеспечил его контакт с добуддийской культовой практикой народов, проживающих на этих территориях. Она представляла собой в основном культ природы и предков, шаманизм, религию бон (у тибетцев). Следствием этого контакта явилось формирование такого симбиоза, в котором буддийские философские идеи на высшем уровне не мешали и не противоречили многовековой народной религиозной практике, отдельные аспекты которой прошли некоторую адаптацию буддизмом — на низшем уровне. Это привело к тому, что в регионе распространения ваджраяны, как и в прочих странах буддийского мира, сложились национальные формы буддизма: тибетский буддизм, объединяющий все его школы и разновидности, а также монгольский, бурятский, калмыцкий, тувинский буддизм. В основе всех 5 форм — ваджраяна. В недавнем прошлом все они обозначались термином «ламаизм» (от слова «лама» — «высший», учитель-наставник), который в первойй половине XIX в. появился в европейской науке, откуда затем попал в российскую, китайскую и японскую. С 60-х гг. XX в. из европейской науки он практически исчезает, у нас же продолжает существовать, однако всё чаще его заменяют словом «буддизм»: бурятский буддизм, калмыцкий буддизм и т. д. Численность последователей ваджраяны составляет, по одной из оценок, более 19 млн. человек.
Толкование понятия Ваджраяна — это не просто объяснение, а работа с историей народностей. Изучая исторические сюжеты, мы находим удивительные параллели между разными культурами и открываем универсальные истины, волновавшие человечество во все времена.
Поделиться информацией о сне
Похожие слова: