Брак
брак, санкционированный обществом союз между одним мужчиной и одной женщиной (парный брак, моногамия), между одним мужчиной и более чем одной женщиной (полигиния), между одной женщиной и более чем одним мужчиной (полиандрия). Брак всегда институт социального договора. Универсальные функции брака упорядочивание и санкционирование сексуальных отношений и установление взаимных прав и обязанностей супругов. Характер этих прав и обязанностей определяется обычаем или законом и конкретизируется перед вступлением в брак родителями или опекунами, женихом и родственниками невесты (чаще всего в традиционных обществах) брачный сговор; самими будущими супругами (чаще всего в современных индустриальных обществах) неформальная договорённость или брачный контракт. Рождение и воспитание потомства, а также легализация его статуса и передача ему по наследству известных прав и имущества представляют собой важнейшие, но не обязательные функции брака. В отдельных обществах допускались в прошлом или начинают допускаться в последнее время однополые браки, представляющие исключительное или редкое явление.Согласно эволюционистским концепциям, сложившимся в XIX веке и длительное время бытовавшим в отечественной литературе, возникновению брака предшествовал так называемый первобытный промискуитет, или гетеризм, беспорядочное половое общение. Первой формой брака считался групповой брак, трактовавшийся весьма широко от фактических брачных отношений между конкретными группами мужчин и женщин до потенциального права представителей одной родственной группы вступать в брачные отношения с представителями другой. На смену групповому браку пришел первобытный парный, или индивидуальный брак, который мог быть полигинным или полиандрическим. Отличие парного брака от более поздней моногамии виделось в меньшей прочности брачных отношений и в равноправии супругов. Моногамия и узаконенные формы полигамии, характеризовавшиеся сугубым доминированием мужчин, связывались с возникновением и укреплением отношений частной собственности.В современной науке сохраняется скептическое отношение к возможности реконструкции конкретных путей эволюции брака. Как правило, отвергается гипотеза группового брака и предполагается, что индивидуальный парный, полигинный или полиандрический браки были наиболее ранними формами брака, исторически равноправными, обусловленными различными локальными традициями взаимоотношений полов, которые, по-видимому, никогда не были промискуитетными и имели характер более или менее длительных избирательных альянсов. Несомненно, как институт социального договора, свидетельствующий о достаточно развитой нормативной культуре, брак имеет гораздо более позднее происхождение, чем семья, которую человек унаследовал от своего животного предка. Индивидуальный парный, полигинный и в редких случаях полиандрический браки сохраняются или сохранялись вплоть до недавнего времени в традиционных обществах. Они могли быть как кратковременными, так и прочными, в том числе пожизненными союзами. Обязательная и безальтернативная (в этом главное отличие от парного брака) моногамия утвердилась в связи с установлением ряда государственных правовых систем и особенно с распространением христианства, так же как и полигиния была закреплена в правовой форме исламом. Соотношение между развитием форм брака и развитием форм социальной стратификации, классовых отношений и отношений собственности не поддается однозначным трактовкам.Нормативные установки, определяющие выбор брачных партнёров, чрезвычайно разнятся у различных народов мира. Свободный личный выбор вступающих в брак является безусловной нормой лишь в современных демократических обществах. Во всех остальных выбор партнёров так или иначе диктуется или контролируется родителями будущих супругов, их семьями, родственными группами, какими-то другими группами или лицами, руководствующимися экономическими, престижными, политическими, династийными и иными мотивами, не всегда согласующимися с интересами и устремлениями брачащихся. При этом особенно часто и значительно ограничивается волеизъявление женщин. Вместе с тем, объективно и универсально существующее избирательное половое влечение, индивидуальная половая любовь повсюду сказываются на реальных отношениях людей, и брак по индивидуальному чувству иногда бывает возможен вопреки самым жёстким нормам. А в обществах, декларирующих свободу выбора, взаимное влечение на практике далеко не всегда лежит в основе брачных союзов. Брак как институт социального договора, с одной стороны, и индивидуальное половое влечение как биологическое и психологическое, хотя и культурно опосредованное явление, с другой стороны, принадлежат разным, в ряде отношений противостоящим друг другу сферам человеческой жизни.Почти универсально при выборе брачных партнёров действуют нормы, исключающие инцест. Во многих традиционных и традиционно ориентированных обществах возможности выбора супругов ограничиваются нормами экзогамии, а также такими обычаями, как прескриптивные или предпочтительные левират, сорорат, кузенный брак и др. Экзогамия родственных групп (например, линиджей или кланов) может сочетаться с эндогамией более крупных социальных образований крупных общин, племён, социальных страт или сословий, каст, профессиональных или конфессиональных объединений, этнических групп и т. п. Известны и кровнородственные эндогамные объединения.При изучении видов брачного поселения выделяются нормативные вирилокальность и патрилокальность, уксорилокальность и матрилокальность, неолокальность и реже встречающиеся авункулокальность и дислокальность. Иногда их пытаются выстроить в исторические последовательности: от дислокальности к матри- или уксорилокальности в раннепервобытных обществах и от патри- или вирилокальности в позднепервобытных и доиндустриальных обществах к неолокальности в современных индустриальных. Всё многообразие исторических и этнологических фактов вряд ли укладывается в подобную стадиальную схему, хотя в целом ряде традиционных обществ действительно зафиксированы или реконструированы переходы от матрилокальности к патрилокальности, а неолокальность приобретает ведущие позиции в обществах с высокоразвитой городской культурой.Среди многообразных способов заключения брака особым вниманием этнологов пользуются распространённые преимущественно в доиндустриальных обществах брак покупка, обменный брак, брак отработкой (см. Брачный выкуп), а также более редкий брак через похищение ("умыкание") невесты. Во всех этих обычаях часто видят свидетельства или следы неравноправия женщин. Предметом пристального изучения являются также традиционные свадебные обряды важнейшие из обрядов перехода. Формы их широко варьируют: от простого разжигания домашнего очага до многодневных и многоэтапных пышных церемоний, окрашенных репрезентативной этнической спецификой.Не меньшим вниманием исследователей пользуются экономические, статусные (см. Патриархат, Домохозяйство), эмоциональные и сексуальные аспекты брака и их проявления в различных культурах, а также всевозможные правила этикета, регулирующие поведение супругов в отношениях друг с другом и со свойственниками, в особенности характерные для традиционных обществ, в частности избегание.В современных городских культурах функции и содержание института брака быстро и существенно изменяются и сам институт, возможно, утрачивает свою универсальность, о чём свидетельствуют учащение разводов и случаев временного или постоянного раздельного проживания супругов, увеличение числа людей, отказывающихся или неспособных вступить в брак и воспитывающих детей вне брака (чаще женщин), распространение неформализованных более или менее кратковременных сожительств.