Цимшиан
цимшиа́н (от самоназвания прибрежных и южных цимшиан, буквально "внутрь реки Скина"), группа индейских народов в Канаде (тихоокеанское побережье от залива Портленд до пролива Милбанк на юге, реки Насс и Скина) и США (остров Аннет, с XIX века). Включает народы нишга (река Насс), гитксан (верховья реки Скина), прибрежных цимшиан (нижнее течение реки Скина и прилегающее побережье) и южных цимшиан (побережье и острова к югу от прибрежных цимшиан). Численность в Канаде свыше 9,5 тыс., в США 1,3 тыс. человек, в том числе нишга около 2,9 тыс., гитксан около 3,1 тыс., прибрежных и южных цимшиан 3,5 тыс. человек. Языки образуют семью цимшиан: насс-гитксан (диалекты нишга, западных и восточных гитксан) и прибрежный цимшиан (диалекты прибрежных и южных цимшиан). Распространён также английский язык. Цимшиан протестанты (англикане, пресвитериане, методисты и др.).Традиционная культура типична для индейцев северо-западного побережья Северной Америки (см. в статье Индейцы). Традиционные занятия рыболовство (рыба-свеча, лосось, палтус), сухопутная и морская охота, собирательство (водоросли, отложенная икра сельди, моллюски, птичьи яйца, ягоды, камбий ели, хемлока и сосны), ремёсла (резьба по дереву, плетение и др.). Устье реки Насс в период весеннего промысла рыбы-свечи было крупнейшим центром межплеменной торговли цимшиан, хайда и тлинкитов.У цимшиан существовали 4 экзогамных тотемных матрилинейных фратрии (птех, или птек): Ворона, Орла, Волка, Косатки составляющих на уровне поселений дуальную организацию. Каждая фратрия обладала парой тотемов (например, фратрия Орла орёл и бобр), служивших основой для родовой и индивидуальной эмблематики. Основная социальная единица матрилинейный род, иногда совпадавший с домохозяйством, так называемый "дом" (валп, или вилп), владевший промысловыми угодьями, которые могли быть отчуждены подарены или проданы другому роду. Собственностью рода распоряжался наследственный вождь. Каждое поселение обычно включало по нескольку домохозяйств, вождём его был вождь самого знатного валпа. Социальный статус определялся рангом, отражённым в имени-титуле, которое наследовалось или приобреталось на потлаче. Основные социальные слои: знать (смкикет "настоящие люди"), обладатели низкоранговых имён (ликакикет "другие люди"), свободные, не имевшие полученного на потлаче имени (вахаайин "безродные") и рабы (пленники и их потомки). Для знати характерны эндогамия и браки со знатью соседних народов. Дети от неравных браков наследовали статус низшего из партнёров. Были предпочтительны кросскузенные браки с авункулокальным поселением. Полигиния редка (у вождей). Специфично наделение детей именами, которые описывают состояние или поведение основных тотемных животных противоположной (отцовской) фратрии. Существовали 4 тайных общества, заимствованные у северных вакашей незадолго до появления европейцев. Характерна вера в реинкарнацию предков. Развита мифология. Среди мифов сюжеты о культурном герое и трикстере ("цикл Ворона"), истории родов.Доконтактная численность цимшиан 814,5 тыс. человек. Контакты с европейцами с конца XVIII начала XIX вв. В 1831 в устье реки Насс Компанией Гудзонова залива основан Форт-Симпсон торговый центр, у которого сконцентрировалось до 4 тысяч цимшиан. В 185080-х гг. среди цимшиан активно действовали протестантские миссионеры, проходила ускоренная аккультурация. Община христианизированных цимшиан, основанная в 1862 в Метлакатле англиканским проповедником У. Дугласом, в 1887 в числе около 830 человек мигрировала на Аляску и основала новый поселок Метлакатла на острове Аннет в архипелаге Александра. С 1876 на территории цимшиан возникают рыбоконсервные заводы. Во второй половине XIX века места традиционного расселения цимшиан выделены в небольшие резервации. К концу XIX века численность цимшиан сократилась до 3,5 тыс. человек, в XX веке начался её рост.В конце XIX начале XX вв. нишга ассимилировали остатки атапасков цецаут, гитксан и др. Цимшиан оказали сильное влияние на атапасков карриер (тотемная эмблематика и др.), которое сохраняется до настоящего времени.Около половины современных цимшиан живёт в резервационных посёлках, образуя официально признанные общины (бэнд). Сочетают коммерческое рыболовство, работу по найму на лесозаготовках, рыбоконсервных предприятиях и в социальной сфере (образование, управление, церковь) с традиционными занятиями (рыболовство, охота, собирательство), дающими в деревнях около половины потребляемого продовольствия. Цимшиан-рыбаки входят в Туземное братство Британской Колумбии, представляющее интересы индейских рыбаков. Продолжают весенний промысел рыбы-свечи в устье реки Насс. Ряд общин (главным образом на побережье) владеют промышленными предприятиями. Элементы европейской культуры, внедрённые миссионерами, сочетаются с традиционными, особенно в социальных отношениях. Наряду с английскими именами сохраняются традиционные имена-титулы, которые по-прежнему передаются на пирах, в том числе поминальных (модифицированных потлачах). Помимо выборных советов общин-бэнд действуют 3 племенных совета: у нишга с 1955, у гитксан с 1968 (вместе с частью карриер Племенной совет Гитксан-Вет'сувет'ен), у южных и прибрежных цимшиан с 1980 (Северный прибрежный племенной совет). Степень аккультурации у отдельных народов цимшиан различна. Южные и прибрежные цимшиан составляют 7 общин-бэнд (крупнейшая Порт-Симпсон), сохраняют матрилинейную фратриальную структуру при тенденции к патрилинейному наследованию. В 1970-е гг. возобновился интерес к традиционным церемониям и искусству. В деревне Китасу (Клемту) живут совместно с хайхайс (см. Вакаши). Нишга живут в 4 деревнях по реке Насс, возникших в результате сселения других деревень, часть в городах, в том числе на Аляске. В селениях сохраняются власть вождей и влияние знати, традиционная социальная структура и система землевладения. Ведут борьбу за возврат своих земель по реке Насс. Гитксан образуют 6 общин-бэнд. Семья малая. Сохраняется фратриальная экзогамия, продолжается практика потлачей и водружения тотемных столбов (в деревнях гитксан сохраняется их самое многочисленное собрание на северо-западном побережье). Роды при сокращении численности обычно восполняются за счёт адопции. С конца 1960-х гг. возрождаются традиционные художественные ремёсла (резьба по дереву и др.), около поселка Хейзелтон создана деревня-музей традиционной культуры Кзан.Община в Метлакатле (остров Аннет, штат Аляска, США; с 1891 резервация) включает потомков всех народов цимшиан (в основном прибрежных), а также тлинкитов, хайда, метисов. Около 100 человек прибрежных цимшиан сохранили язык. Имеет самоуправление (городской совет), владеет рыбоконсервным заводом, занимается лесозаготовками. С конце XIX века идёт постоянная борьба между пресвитерианской и англиканской фракциями. Сохраняются пережитки матрилинейных тотемных групп (не совпадающих с традиционными), ранговой системы. Существует нативистское движение.А. А. ИстоминЭтнонимы: цимшиан