Сахаптины
сахапти́ны (название дано салишами, значение не ясно), группа индейских народов в США (штаты Вашингтон, Орегон, Айдахо), к востоку от Каскадных гор. Общая численность около 15 тыс. человек. Большинство сахаптинов народы не-персе, якима, юматилла, валлавалла (уалла-уалла), тенайно, палус, ванапам, скин, кликитат и др. обитали в среднем течении реки Колумбия, по реке Снейк и их притокам. Модок и кламат составляли изолированную подгруппу сахаптинов на границе Калифорнии. Языки сахаптинской группы (сахаптин, не-персе, кламат-модок) предположительно относятся к пенути. Распространён английский язык. Сахаптины католики и протестанты (главным образом пресвитериане и методисты), есть также приверженцы шейкеризма, традиционных и найтивистских культов.Традиционная культура типична для индейцев Плато (см. в статье Индейцы). Доконтактная численность предположительно около 18 тыс. человек. Контакты с европейцами с начала XIX века. В 1855 в долине Уолла-Уолла большинство племён сахаптинов подписало договоры с США об уступке части земель и переселении в резервации. Сахаптины участвовали в войнах с белыми: "войне кайюс" в 1848, в "войне якима" и "войне Пьюджет-Саунд" в 185556, "войне не-персе" 1877 и "войне модок" 187273. В XIX веке среди сахаптинов распространились синкретические и найтивистские культы (учение Смохаллы и др.). В резервациях, где сахаптины (кроме не-персе) были поселены по несколько народов вместе, развивалась межэтническая интеграция, сложились новые социокультурные общности "конфедерированные племена" в резервациях Якима, Юматилла, Уорм-Спрингс. Некоторые племена и группы ассимилировались более крупными (например, якима).Я́кима (самоназвание ма́мачатпам), крупнейший наряду с не-персе народ группы сахаптинов. Обитали по реке Якима, притоку реки Колумбия. Делились на нижних и верхних (ки́ттитас, "люди камня"). К киттитас были близки этнические группы кли́китат, пшва́нванам ("каменистая почва"), миша́л и та́йтнапам, большей частью ассимилированные. В 1855 якима возглавили союз 14 племён (палус, скин, кликитат и др.), так называемую "нацию якима" и стали этническим ядром "Конфедерированных племён Якима" (6,9 тыс. человек) в резервации Якима (штат Вашингтон), также включивших вишрам (см. Чинук). Резервация активно занимается бизнесом (сельское хозяйство, рыболовство, ирригация, лесозаготовка, производство мебели, банки), в резервации открыт крупный культурный центр.Палу́с жили в нижнем течении реки Снейк, делились на 3 автономные группы, имели около 40 зимних селений. Отказываясь от переселения в резервации и помощи США, оставались на исконной территории до конца XIX века. В XX веке ассимилированы.Ва́напам, племя, к которому принадлежал пророк Смохалла, жили по реке Колумбия. Избежали перемещения в резервации в XIX веке, но в 1940-х гг. выселены со своей территории из-за строительства атомного объекта в Ханфорде. После упорной борьбы добились права на некоммерческое рыболовство на исконной территории. Сохранилось 4 семьи.Юмати́лла (самоназвание иматилам, по названию селения, которое означает "много скал") вместе с валлавалла (самоназвание валу́лапам) и кайюс (народом группы вайилатпу) населяют резервацию Юматилла на северо-востоке штата Орегон, образуя "Конфедерированные племена Юматилла" (1,6 тыс. человек, около половины вне резервации); этнические отличия отдельных племён в резервации стёрты, потомки валлавалла насчитывают около 100200 человек. Заняты на лесозаготовках и в промышленности.Тена́йно жили по реке Колумбия, в XIX веке продвинулись к югу от неё. Делились на 4 группы со своими промысловыми угодьями и тенденцией к экзогамии. Коневодство не было столь развито как у других сахаптинов. Вместе с васко (см. Чинук) и частью северных пайют образуют "Конфедерированные племена Уорм-Спрингс" (2,2 тыс. человек). Резервация Уорм-Спрингс (север штата Орегон) владеет рядом предприятий (лесная и деревообрабатывающая промышленность, электроника, рыбоводство), участвовала в гидроэнергетическом проекте на реке Дешут.Модок и кламат ветвь сахаптинов, мигрировавшая на юг, обитали на стыке культурных ареалов Плато, Калифорнии, Большого Бассейна и Северо-Западного побережья. Говорили на двух диалектах языка кламат-модок.Мо́док ("люди на юге", "южане", название дано кламат) жили в Северной Калифорнии и Южном Орегоне, к северо-востоку от города Шаста, в районе озера Туле и реки Лост-Ривер до озера Гус на востоке. Кла́мат (самоназвание маклакс, "люди", "община") обитали в Южном Орегоне, к северо-западу от модок, в районе озера Аппер-Кламат и реки Уильямсон, от озера Крейтер на западе до верховьев реки Спраг на востоке. По традиционной культуре близки другим сахаптинам; специфичен сбор семян водной лилии (вокас), одного из основных источников питания (особенно у кламат, у которых август, месяц созревания вокас, считался началом года). Также собирали луковицы камас, корни ипос (епос), сбор которых был особенно важен для модок; занимались охотой и рыболовством. По типу постройки и режиму использования бань-парилен модок тяготели к Калифорнии, кламат к Плато. Одежда из растительных волокон и шкур, плетёные шляпы-корзины, мокасины из кожи, зимой из тростника (набитые сухой травой, мехом или кусочками коры). Зимой пользовались снегоступами. Была распространена деформация черепа.Основная социальная единица большесемейное домохозяйство из нескольких нуклеарных семей. Домохозяйства во главе с лидером составляли деревенские общины (у модок в значительной мере экзогамные). Существовали имущественная дифференциация, рабство пленных. Богатство (лошади, рабы) наследовалось старшим сыном. У кламат преобладал патрилокальный брак, у модок кратковременное (от 5 дней до года) патрилокальное брачное поселение, затем матрилокальное с возможным последующим отселением; межплеменные браки главным образом патрилокальные. Характерен шаманизм. Важнейший мифологический персонаж у модок демиург и культурный герой Камукамц.Коневодство и сопутствующее культурное влияние индейцев Равнин достигли кламат и модок в XIX веке позднее, чем других сахаптинов. Славились воинственностью, совершали набеги на ачумави, захватывали рабов (главным образом для перепродажи). Контакты с европейцами с середины 1820-х гг., регулярные с 1840-х гг. Кламат мало пострадали от эпидемий и не имели крупных военных конфликтов с белыми. В 1864 вожди кламат, модок и части северных пайют заключили договор с США о создании резервации Кламат на значительной части этнической территории кламат в Южном Орегоне (к северо-востоку от озера Аппер-Кламат, по рекам Уильямсон и Спраг); часть модок осталась на своей территории вне резервации, после поражения 1873 сослана в Оклахому, небольшое число вернулось, потомки остальных живут в Оклахоме, имея статус племени. В XX веке модок практически смешались с кламат. В конце XIX века жители резервации занимались скотоводством, извозом, лесозаготовкой и отчасти традиционными занятиями, которые к началу XX века пришли в упадок. В 18951909 значительная часть резервации поделена на участки аллоты. Существовало самоуправление Генеральный совет кламат. В 1954 резервация ликвидирована, большая часть её фондов разделена индейцами. Современная численность кламат 2,1 тыс. человек (в том числе около 300 потомков модок). Сильно ассимилированы и метисированы. Заняты главным образом сезонной работой по найму в сельском хозяйстве и фермерством. Около половины компактно проживает на территории бывшей резервации, остальные живут дисперсно вокруг неё, также в ряде районов Орегона и Калифорнии и крупных городах запада США. В 1969 кламат создали Организацию забытых американцев (занимается социальными программами, выступает за восстановление официального статуса племени).А. А. ИстоминЭтнонимы: сахаптины