«Салиши»: раскройте смысл слова с профессиональным толкованием. Что значит термин - «Салиши», будь то религиозный посыл или народный смысл, представляет собой уникальное культурное наследие, раскрывающее мировоззрение и традиции создавшего его народа. В наших материалах вы найдете не только оригинальные тексты понятий, но и их детальный анализ, исторический контекст и современную интерпретацию. Мы поможем расшифровать смыслы, связанные с этим понятием: от бытовых ассоциаций до архетипических символов. Узнайте, как использовать слово Салиши в жизни.
Салиши
Салиши
са́лиши, группа индейских народов на северо-западе США и юго-западе Канады. Языки салишской семьи, вытесняются английским языком. Общая численность свыше 52 тыс. человек. Салиши протестанты и католики. Делятся на прибрежных и внутренних.Традиционная культура прибрежных салиши (провинция Британская Колумбия в Канаде, штаты Вашингтон и Орегон в США) типична для индейцев северо-западного побережья Северной Америки (см. Индейцы). Занимались рыболовством, собирательством, охотой, морским зверобойным промыслом, ремёслами (в том числе резьба по дереву, плетение, ткачество). Китобойный промысел существовал только у клаллам и куинолт (полуостров Олимпик). Для всех прибрежных салиши характерны развитая социальная дифференциация, рабство, шаманизм, потлачи. Подразделяются на 6 групп: белла кула, северные, центральные, южные и юго-западные прибрежные салиши, тилламук.Белла кула (от бэ́лхвэла́ на языке хейлтсэк "говорящие на языке белла-кула") самая северная ветвь салиши, изолированная от других групп. Язык белла-кула группы белла-кула. Традиционная территория по фиордам Дин, Бёрк, Южный и Северный Бентинк и впадающим в них рекам Дин и Белла-Кула (Британская Колумбия). Важнейший объект охоты снежная коза. Собирали камбий из стволов дерева зап. хемлок. Существовали большесемейные домохозяйства и родовые неэкзогамные группы (объединенные мифом о первопредке рода) с билинейным счётом родства, допускалось одновременное членство в нескольких родовых группах (до 8). Деревни, включавшие несколько домохозяйств с представителями различных родовых групп, объединялись в 4 территориальные группы. Брак патрилокальный. Характерны зимние церемонии, существовали два тайных ритуальных общества (Сисаук и Кусиют). Развито искусство резьбы по дереву (маски и др.). Обладали развитой космологией. Верили в духов и вечное верховное божество Алхквнтам, создавшее 4 чудесных плотников, которые по его воле занимаются изготовлением земного рельефа и всего живого, включая отдельных людей.Торговали, воевали, поддерживали культурные связи с соседями вакашами (белла белла, квакиутл) и атапасками (карриер, чилкотин). Контакты с англичанами с 1793. Были посредниками в торговле с внутриматериковыми племенами. Эпидемии резко сократили численность; сохранились немногие селения. Первые белые поселенцы (норвежцы) появились только в 1894. Современные занятия белла кула коммерческое рыболовство и лесозаготовки. Численность 830 человек. 73% живут в 7 небольших резервациях (крупнейшая в устье реки Белла-Кула). С 1970-х гг. возрождение традиционных танцев, рост этнического самосознания. Около 1980 приняли название "Нация Нухалк" (по названию долины реки Белла-Кула).Северные, центральные и южные прибрежные салиши населяли регион, охватывающий побережье, прилегающие территории и острова по проливам Джорджия, Хуан-де-Фука и заливу Пьюджет-Саунд. Говорили на языке центральной салишской группы.Северные прибрежные салиши населяли район Британской Колумбии в северной части пролива Джорджия, включали народы (каждый с членением на территориальные группы): островные комокс (остров Ванкувер и острова в проливе), ассимилированные в XIX веке квакиутл; материковые комо́кс (хома́лко, клаху́с, слайа́мэн) обитают в резервации Слайамэн и в городе Кэмпбелл-Ривер (численность комалко 245, клахус 127, слайамэн 560; на языке комокс говорит около 1/3 этого населения); пентла́ч (восток острова Ванкувер, численность 55 человек; язык пентлач, утрачен; численность сократилась в XIX веке из-за набегов нутка и эпидемий); сишелт (обитали к югу от материковых комокс, численность 708 человек в двух посёлках, язык сишелт, вытесняется английским языком). Основные объекты традиционных промыслов лосось, тюлени, дельфины, морские моллюски, на суше олени. Делали пирожки из сушеных ягод. Счёт родства билинейный, брак билокальный. Нуклеарные семьи объединялись в домохозяйства, сохраняя отдельный очаг и часть дома. Существовали локально-родственные группы, признававшие общего мифологического предка, зимние церемонии. Контакты с европейцами с 1792. В 1860 начинается деятельность католических миссионеров. Были созданы миссионные деревни со строгим экономическим и моральным режимом, отказом от традиций. С 1876 поселены в резервациях. Входят в ряд индейских организаций Канады. В 198687 сишелт добились самоуправления с санкционированными правительством полномочиями, аналогичными муниципальным.Центральные прибрежные салиши занимали южную часть пролива Джорджия с островами, берега пролива Хуан-де-Фука (включая юго-восток острова Ванкувер и север полуострова Олимпик) и территории к северу и югу от нижнего течения реки Фрейзер. Часть народов группы (клаллам, нуксэк, ламми) на территории США (штат Вашингтон), большая часть остальных в Канаде (Британская Колумбия). Общая численность около 16 тыс. человек (в том числе 13 тыс. в Канаде). В группу входят народы (делились на племена): сква́миш (язык сквамиш, район устья реки Скуомиш); халкэ́мейлем (20 племён, в том числе нанаймо, ка́уичан, чехейлес, чиллэвак, му́сквиэм и многие другие, язык халкэмейлем, район нижнего течения реки Фрейзер); к югу от них нуксэк (язык нуксэк); 6 племён (ламми и др.), говорившие на языке нортерн-стрейтс (острова в проливе Джорджия, юго-восточный выступ острова Ванкувер, территория к югу от устья реки Фрейзер); кла́ллам (север полуострова Олимпик). Наряду с рыболовством, важное значение имел морской зверобойный промысел (тюлени и дельфины), у клаллам также китобойный промысел (горбатый кит). Охотились на сухопутную дичь с луками из тиса, использовали ловушки. Важное значение имело собирательство, на места сбора некоторых растений существовали права индивидуальной или семейной собственности (камас у племён нортерн-стрейтс, дикая морковь у нуксэк, папоротник-орляк у мусквиэм и др.). Было развито ткачество. Для ткачества использовалась шерсть собак, снежных коз, птичий пух; характерно употребление большого веретена специфической формы. Была выведена особая порода нелающих собак с густым (главным образом белым) мехом, который весной срезали ножом (вымерла к середине XIX века). Ткали одеяла, в XX веке у кауичан и других племён салиши получило развитие надомное вязание свитеров при использовании традиционных рисунков и веретена в сочетании с современной техникой. Нуксэк кроме домов из досок строили зимние полуземлянки типа жилищ индейцев Плато, сквамиш и нижние халкэмейлем убежища-землянки для периодов войн и холодов. Строили также военные укрепления (у племён нортерн-стрейтс укреплённые селения со стенами, рвами, тоннелями). Деформированный череп у большинства племён обозначал статус свободного (не раба). Характерна раскраска тела. Счёт родства билинейный. Домохозяйства объединяли нуклеарные семьи. Существовали родовые группы (видимо, линиджи) с властью родовой элиты (статус наследовался по принципу первородства), локально-родственные общины состояли из домохозяйств рода и зависимых домохозяйств; некоторые общины имели собственное зимнее селение, другие совместное. Соседние деревни совместно оборонялись. Верили в духов-хранителей, наделяющих силой через видения. Мифологические персонажи культурный герой и трикстеры (Норка и Ворон). У клаллам и некоторых других племён существовали тайные ритуальные общества.Контакты с европейцами с конца XVIII века. Разделены установленной в 1846 американо-канадской границей. Поселены в резервациях (в США в 1855, в Канаде во второй половине XIX века). На территории США существует ряд резерваций клаллам, нуксэк, племён нортерн-стрейтс (крупнейшая Ламми). В Канаде существует 47 общин (бэнд) центральных прибрежных салиши. Занимаются главным образом коммерческим рыболовством; ламми (около 1,5 тыс. человек) владеют крупным рыболовецким флотом, ведут промысел в Тихом океане (около 1/4 всей рыбы, добываемой в штате Вашингтон), в 1980-е гг. построили рыбоперерабатывающий завод, открыли школу, имеют собственный колледж. Все группы центральных прибрежных салиши поддерживают культурные связи.Южные прибрежные салиши (штат Вашингтон, США) включают 40 племён к востоку и югу от залива Пьюджет-Саунд (язык лашутсид) и 9 племён к западу от них (район пролива Худ) носителей языка твана. К лашу́тсид относятся племена ска́гит, суиномиш, снохомиш, сукуамиш, пьюэ́ллэп, нисквалли и др. К твана относятся скокомиш, квилсин, дэлейлип и др. Общая численность свыше 18 тыс. человек, в том числе около 16 тыс. лашутсид. Хотя рыба была основным продуктом питания, южные прибрежные салиши в большей мере, чем другие группы салиши, зависели от сухопутных промыслов (охоты и собирательства). Собирали корни, побеги, орехи, ягоды и луковицы (в том числе камас). Наряду с деревянными домами делали летние жилища, крытые тростниковыми циновками. Одежда накидки, юбки из тонких полос кедровой коры, одеяла из шерсти собак и снежных коз или сшитых шкур. С конца XVIII века пьюэллэп и нисквалли стали использовать лошадей, полученных от сахаптинов. Характерна деформация головы. Счёт родства билинейный. Брак патрилокальный у твана, у лашутсид тенденция к матрилокальности (в том числе временной). Как и у центральных салиши, была распространена полигиния. Высшая социальная единица деревня. Деревни соединяли родственные и церемониальные связи. Главой деревни был богатейший из глав домохозяйств. Верили в духов-хранителей. Контакты с англичанами с 1792, в 1839 начинается деятельность католических миссионеров, с 1845 американских поселенцев. По договорам 1854 и 1855 салиши поселены в резервациях: лашутсид Суиномиш, Тулалип, Пьюэллэп, Нисквалли, твана Скокомиш (1 тыс. человек) к северу, югу и юго-западу от города Сиэтл. В 1981 создана резервация Аппер-Скагит (верхние скагит). Заняты главным образом в коммерческом рыболовстве. Некоторые племена имеют собственный рыболовецкий флот, но большинство занимается мелким промыслом в реках и прибрежных водах. Решением американских судов 1974 и 1979 восстановлены права племён на рыболовецкие угодья по договорам 1854 и 1855. Их членам обеспечена специальная подготовка в области рыбного хозяйства. Племенные власти регулируют рыболовство, взимают налоги с индивидуальных рыболовов. Проводятся зимние церемонии, развиваются традиционные ремёсла (ткачество, плетение, деревообработка). Действует племенное самоуправление, резервации владеют торговыми заведениями и ресторанами.Юго-западные прибрежные салиши (к северу от эстуария реки Колумбия, штат Вашингтон) говорят на языке куинолт, нижних чехейлис, верхних чехейлис и каулиц группы цамосан. Традиционная территория куинолт бассейны рек Куинолт и Куитс, нижних чехейлис заливы Уиллапа и Грейс-Харбор (с впадающими в него реками), нижнее течение реки Чехейлис; верхних чехейлис верхнее и среднее течение реки Чехейлис, каулиц бассейн реки Каулиц. Делились на племена. Родственные домохозяйства (из нуклеарных семей) составляли экзогамную деревню во главе с вождём, имевшим глашатая. Власть главы домохозяйства наследовал старший сын. Верили в духов-хранителей. В XIX веке верхние чехейлис заимствовали коневодство. Контакты с европейцами с 1775. Эпидемия малярии в начале 1830-х гг. сократила численность, последовали внутренние миграции и смешение этнических групп. В 1855 куинолт и их северные соседи куилиут (язык семьи чимакуан) подписали договор с США о создании крупной резервации Куинолт (район нижнего течения реки Куинолт). В 1864 создана резервация Чехейлис в среднем течении реки Чехейлис (часть верхних чехейлис и каулиц), небольшая резервация Шоулуотер создана в 1866 для нижних чехейлис, чинук и др. Современная "индейская нация куинолт" (около 2 тыс. человек, около 3/4 в резервации Куинолт) состоит из представителей племён куинолт, куилиут, чинук, хох, также чехейлис, куитс и каулиц. Занимаются рыбоводством (промышленное воспроизводство лосося), лесозаготовками, обслуживанием рыболовов-туристов. Обладают широким самоуправлением. Резервация Шоулуотер имеет 123 члена. Резервацию Чехейлис населяет "племя чехейлис" (742 человек), состоит из потомков чехейлис, куинолт, нисквалли, клаллам и др. 3050% земли в резервациях принадлежит неиндейцам. Значительная часть потомков каулиц живёт вне резерваций, образуя "нацию каулиц" (1424 человека).Тилламу́к самая южная, изолированная группа салиши. Язык тилламук группы тилламук, близкий к центральной салишской группе, включающий несколько диалектов (нехалем, силетц и др.). Традиционная территория побережье Орегона от мыса Тилламук на севере до бассейна реки Силец на юге. Преобладала деревенская экзогамия. Брак патрилокальный (с 5-дневной отработкой за жену), с последующей свободой выбора поселения. Для элиты характерна полигиния. Дома из досок (в том числе полуземлянки) населяли несколько семей. Верили в духов-хранителей. Характерен миф о Детской земле, существование в которой предшествует рождению. Численность сократилась в результате эпидемий и конфликтов с белыми. Современная численность около 200300 человек, живут дисперсно, не организованы.Внутренние салиши населяли нагорья и долины от Каскадных гор и Берегового хребта на востоке до Передового хребта Скалистых гор (бассейны рек Колумбия и Фрейзер) в Канаде и США. Традиционная культура типична для индейцев Плато (см. Индейцы). По лингвистическому принципу выделяются северная группа (шусвап, томпсон, лиллуэт) в Канаде и юго-восточная группа (калиспел, флатхед, спокан, кёр д'ален, колвил, оканаган) в США. В результате переселения в резервации (XIX век) значительная часть племён внутренних салиши, смешиваясь, интегрировалась в "конфедерированные племена", иногда вместе с народами других групп (кутенай).Собственно салиши (самоназвание), или фла́тхед ("плоская голова", происхождение названия не ясно, т. к. собственно салиши не практиковали деформацию черепа). Обитали в долине реки Биттер-Рут (запад современного штата Монтана). Овладев коневодством (XVIII век), перешли к конной охоте на бизона на Великих Равнинах, враждуя с черноногими. Контакты с европейцами с начала XIX века, вовлечены в пушную торговлю. С 1841 на территории флатхед действовали христианские миссионеры. Во время "индейских войн" XIX века флатхед сохранили лояльность США. В 1855 они с верхними калиспел и кутенай заключили договор с США о создании резервации (современная Флатхед). Большинство флатхед было против переселения, которое произошло только в 1891. В 190408 резервация разделена на участки-аллоты, в 1910 открыта для освоения белыми поселенцами, что привело к сокращению племенных земель. Вместе с кутенай, верхними калиспел и частью спокан образовали "Конфедерированные племена салиши и кутенай" (свыше 5 тыс. человек), около половины которых живёт в резервации Флатхед (к югу от озера Флатхед на северо-западе штата Монтана), остальные в штатах северо-запада США и Калифорнии. Имеют самоуправление. Заняты главным образом на лесозаготовках. Резервация получает доходы от продажи леса и арендной платы за ГЭС на реке Флатхед на территории резервации, владеет туристскими объектами. С 1976 действует 2 культурных комитета собственно салиши и кутенай (запись фольклора, развитие языка).Ка́лиспел (панд-орей) делились на верхних (жили в районе озера Флатхед и на западе до озера Пенд-Орил) и нижних (на озёрах Пенд-Орил и Прист и в низовьях реки Кларк-Форк). Язык калиспел. Верхние калиспел поселены в резервации Флатхед, нижние, отказываясь селиться с другими племенами, в конце XIX начале XX вв. получили официальный статус племени и резервацию по реке Панд-Орей (Пенд-Орил) к северу от города Спокан. Численность 259 человек.Кёр-д'але́н (французское "сердце-шило", название дано в XIX веке франкоканадскими торговцами), скицвиш (самоназвание). Обитали между реками Кларк-Форк, Клируотер, Спокан и озером Пенд-Орил. Делились на 3 группы. Язык кёр-д'ален. В 1858 вели войну с армией США. С 1873, уступив бо́льшую часть своей территории, живут в резервации Кёр-д'Ален на севере штата Айдахо, к югу от города Кёр-д'Ален. Численность 853 человек. Заняты в сельском хозяйстве, строительстве, на лесозаготовках, сдают землю в аренду. Разработана программа спасения родного языка.Спока́н жили в районе реки Спокан, делились на 3 группы (верхние, средние и нижние). Язык спокан. С 1881 нижние спокан живут в резервации Спокан (к северо-западу от города Спокан), верхние и средние в Флатхед и Кёр-д'Ален. Численность 1961 человек. Вместе с другими салиши и не-персе вели конную охоту на бизонов к востоку от Скалистых гор. В 1858 участвовали в войне с США на стороне кёр-д'ален. Характерны попытки синкретического сочетания христианства с традиционными церемониями. Выступают против попыток ликвидации резервации. Действуют программы профессиональнотехнического обучения и преподавания языка спокан. Заняты в сельском хозяйстве и на лесозаготовках. Получают доходы от добычи урановых руд на территории резервации.Ко́лвил. Жили по реке Колумбия и её притокам (штат Вашингтон). Вместе с другими племенами (салиши и сахаптины) поселены в резервации Колвил (создана в 1872) на северо-востоке штата Вашингтон, к востоку от реки Колумбия, их потомки, именуя себя "колвил", образуют "Конфедерированные племена Колвил" (3,8 тыс. человек). Заняты главным образом в лесной промышленности.А. А. ИстоминЭтнонимы: салиши, фла́тхед
Толкование понятия Салиши — это не просто объяснение, а работа с историей народностей. Изучая исторические сюжеты, мы находим удивительные параллели между разными культурами и открываем универсальные истины, волновавшие человечество во все времена.
Поделиться информацией о сне