Отоми
ото́ми (от "тотомитл", на языке науа "стрельцы в птиц", дословно "стреляющие из лука в птиц"; отсюда имя верховного бога пантеона отоми бога огня и жертвоприношений Отонтекутли; на языке тепехуа тсоконум "пойманные птицы"), ниан ниу, ньюхью (самоназвание "люди этой земли"), индейский народ в центральных районах Мексики (штаты Идальго, Пуэбла, Мехико, Керетаро, Гуанахуато, Сан-Луис Потоси). Численность 280 тыс. человек. Живут в основном в горных полупустынных районах чересполосно с науа (ацтеками), тепехуа и метисным населением. Близки по языку и культуре к масахуа, матлацинка, окуилтек, паме и хона потомкам исторических чичимеков. Говорят на языке отом семьи ото-манге, есть диалекты. Распространён также испанский язык. Отоми католики, есть протестанты.Отоми вероятно, древнейшее население Центральной Америки. Вытеснены из долины Мехико науа в начале 2-го тысячелетия нашей эры. В XXII веках мимишкоа (одна из групп отоми) завоёваны тольтеками; в XIII веке массовая миграция отоми на Восток. До испанского завоевания (XVI век) имели несколько государств; успешно воевали с тепехуа, платили дань ацтекам.Традиционное занятие ручное подсечно-огневое земледелие (маис, фасоль, тыквы, перец-чиле, табак, агавы), в долинах рек в штате Идальго также пашенное поливное земледелие (маис, пшеница, хлопок, люцерна, кофе, бананы), охота, рыболовство (с использованием сетей, ловушек, ядов, плоскодонок), собирательство (дикая агава, кактус нопаль, маисовые, черви, грибы, улитки, муравьи, ящерицы и проч.), местами пчеловодство. Разводят коз, овец, коров, свиней, ослов, домашнюю птицу. Распространена работа по найму на плантациях и в промышленности.Традиционные ремёсла гончарство (в том числе большие расписные сосуды), узорное ручное ткачество, плетение, резьба по дереву, выделка кожи, производство каменных метатлей для размола кукурузы и др.Преобладает прямоугольное жилище из досок, адобов, камней, с двускатной крышей из листьев агавы или пучков травы, образующей перед фасадом навес-галерею на столбах. На севере распространены дома с закруглёнными углами, с низко, иногда до земли, опускающейся крышей; в жарких низменностях стены из тростника. Распространены паровые бани-полуземлянки купольной формы; такой же формы печь для тортилий и хлеба.Мужчины носят белые широкие штаны, красные широкие пояса, короткие белые рубахи навыпуск с вышивкой по вороту, сандалии, серапе с геометрическим орнаментом и бахромой по краю, на груди тканые узорные сумочки, у пояса кожаные. Женская одежда шерстяные запашные юбки из полотнищ до 5 м длиной или сшитые в складку и подпоясанные узорным поясом, белые узорные уипили, накидки серапе в бело-чёрную полосу до щиколоток, серебряные серьги, бусы, в косах цветные шерстяные нити; иногда верхняя часть туловища обнажена.Традиционная семья большая и расширенная, распространяется малая; брак патрилокальный, ныне всё чаще неолокальный. Счёт родства патрилинейный. Практикуется временная матрилокальность брака, отработки за невесту, умыкание. Сохраняются локализованные патрилиниджи, деление селений на две половины (мате), каждая из которых делится на две секции; с секциями сочетаются и гражданская, и религиозная традиционная иерархия должностных лиц общины (майордомов).Сохраняются доиспанские верования и культы (пещер, гор, богов дождя, крестов), нагуализм, шаманизм, доиспанский лунный календарь, мифология и богатый фольклор. Чрезвычайно важную роль в ритуалах играют вырезанные из священной бумаги из луба фикуса фигурки древних божеств. Из христианских святых, кроме Девы Марии, особо почитается святой Онуфрий покровитель оленей. Существует обычай периодического разрушения и сооружения часовен, в которых отправляется культ древних богов.А. А. БородатоваЭтнонимы: отоми, ниан ниу, ньюхью