«Не-персе»: раскройте смысл слова с профессиональным толкованием. Что значит термин - «Не-персе», будь то религиозный посыл или народный смысл, представляет собой уникальное культурное наследие,
раскрывающее мировоззрение и традиции создавшего его народа. В наших материалах вы найдете не только оригинальные тексты понятий, но и их детальный анализ, исторический контекст и современную интерпретацию.
Мы поможем расшифровать смыслы, связанные с этим понятием: от бытовых ассоциаций до архетипических символов. Узнайте, как использовать слово Не-персе в жизни.
Не-персе
Не-персе
не-персе́ (французское "проколотые носы", происхождение названия не совсем ясно), нез-парс, самоназвание ними́пу ("настоящие люди"), индейский народ группы сахаптинов в США (штат Айдахо, главным образом в резервации Нез-Парс на реке Клируотер, к востоку от города Льюистон и к северо-западу от города Грейнджвилл, и в прилегающих к ней районах). Численность 2 тыс. человек. Язык не-персе (нез-парс) с двумя диалектами. Не-персе протестанты (пресвитериане, методисты, пятидесятники), католики, приверженцы традиционных верований.Традиционная культура типична для индейцев Плато (см. в статье Индейцы). Занимались охотой, рыболовством и собирательством (луковицы камас, ягоды).Было развито плетение корзин. В начале XVIII века заимствовали коневодство и некоторые другие элементы культуры у индейцев Великих равнин. Вывели известную породу лошадей аппалуза (по названию соседнего племени палус). Часть не-персе перешла к конной охоте на бизонов, нередко совершая вместе с другими народами Плато далёкие охотничьи походы на восток от Скалистых гор. Воевали с индейцами Равнин (черноногими и др.) и шошонами. Группы безлошадных не-персе (в каньонах реки Сэлмон) сохранили рыболовство и собирательство как основу хозяйства. Не-персе участвовали как посредники в межплеменной торговле.Селились по долинам рек в постоянных поселениях и сезонных лагерях. Жилище крытые тростником двускатные дома собраний, жилые длинные дома-полуземлянки и конические хижины.Семья большая, счёт родства билинейный, преобладало патрилокальное брачное поселение. Основная социально-потестарная единица экзогамная деревенская община, размеры которой сильно варьировали (в среднем около 35 человек, две большие семьи) и которая обладала правами на определённую территорию. Деревню возглавлял полунаследственный вождь (в крупных деревнях несколько вождей) и совет из наиболее авторитетных мужчин. Деревенские общины объединялись в стабильные территориальные группы (обладали некоторыми диалектными различиями) во главе с советом из вождей и других представителей деревень.В XVIIIXIX веках, в связи с войнами и походами, возросла внутриплеменная интеграция не-персе, сложились 4 неформальные региональные группировки (в районах Камиах, Лапвай, Сэлмон-Уоллова, Нижний Снейк две последние исчезли после 1877), появились выборные временные руководители экспедиций на Равнины. Различались вожди, добившиеся авторитета за счёт щедрости и богатства (стада лошадей) и за счёт военных подвигов. Общеплеменная организация в доконтактный период отсутствовала.В основе традиционной религии шаманизм и вера в духов-хранителей (вейекин), наделяющих индивида определённой силой. К началу контактов с европейцами у не-персе уже существовали синкретические культы (тулим и др.).Предположительная доконтактная численность (начало XIX века) 4,5 тыс. человек. Жили в среднем и нижнем течении реки Снейк и по её притокам рекам Клируотер, Сэлмон, Гранд-Ронд (современный север штата Айдахо, северо-восток штата Орегон и юго-восток штата Вашингтон).С начала XIX века контакты с американцами, с которыми традиционно (кроме восстания 1877) поддерживали мирные отношения. Вовлечены в пушную торговлю. Проявили интерес к материальной культуре и религии белых, отправив в 1831 делегацию в город Сент-Луис за Библией. С 1836 на территории не-персе действуют пресвитерианские, а позднее также католические миссионеры. В 1842 при содействии американцев составили кодекс законов и ввели институт верховного вождя племени и 12 подвождей с помощниками. Христианизация вызвала разочарование и привела к расколу не-персе на проамериканских христиан и традиционалистов, которые исповедовали синкретический найтивистский культ ипнукилипт. Проамериканская часть не-персе оказала помощь войскам США в войнах с индейцами кайюс и якима (см. Сахаптины).Несмотря на внутренние противоречия, не-персе подписали в 1855 договор в Уолла-Уолла, создав резервацию и уступив окраины своей территории. В 1860 на территории резервации найдено золото, в 1861 верховный вождь не-персе открыл часть резервации для золотоискателей. В 1863 не-персе отказались от общеплеменных институтов, а проамериканские вожди подписали договор с США, уступая территории других групп: площадь резервации сократилась в 7 раз до современных границ. Выселяемая со своей территории в районе Уоллова часть не-персе в 1877 восстала и, преследуемая американскими войсками, совершила поход через Скалистые горы на восток и север к канадской границе, близ которой, блокированная, сложила оружие и была сослана в другие резервации.Территория резервации в 1895 поделена на участки, многие в XX веке проданы. Около 80% современной территории резервации сдано в аренду неиндейцам. Современные не-персе сильно ассимилированы, частично метисированы. Резервация (с центром в городе Лапвай) имеет самоуправление. Ведут борьбу за потерянные земли, неоднократно получали денежные компенсации от правительства США. Развивается образование, создана письменность на языке не-персе.А. А. ИстоминЭтнонимы: не-персе, нез-парс, нимипу
Толкование понятия Не-персе — это не просто объяснение, а работа с историей народностей. Изучая исторические сюжеты, мы находим удивительные параллели между разными культурами и открываем универсальные истины, волновавшие человечество во все времена.
Поделиться информацией о сне
Похожие слова: