Майя
ма́йя, 1. группа индейских народов, живущих на юге Мексики, в Гватемале и прилегающих областях Западного Гондураса, Сальвадора и Белиза. Численность 47 млн. человек. Говорят на языках семьи майя, которую подразделяют на две ветви майя (в основном в Мексике, в зоне низменностей) и киче (в основном в Гватемале, в зоне гор). Согласно другой классификации, выделяются 4 ветви: 1) язык хуастеков; 2) юкатанская ветвь (язык юкатеков, или собственно майя, лакандонов, мопан); 3) западная ветвь группы чоль (язык чолей, чорти, чонталей, цельталей, цоцилей) и канхобаль (язык канхобалей, хакальтеков, мочо, чухов, тохолабалей); 4) восточная ветвь группы маме (язык маме, ишилей, агуакатеков) и киче (язык киче, какчикелей, цутухилей, успантеков, кекчи, покоман, покомчи).По этногенетическим легендам, майя считали, что их предки приплыли на лодках с севера. Это подтверждается данными лингвистики, согласно которым предки майя мигрировали с севера вдоль побережья Мексиканского залива в горы Чьяпаса и Гватемалы, вероятно, в 43-м тысячелетии до нашей эры. По мере продвижения на юг ряд племён осел в штатах Тамаулипас, Веракрус и Табаско; среди них предки хуастеков, живущие далеко на севере от основной территории майя. Согласно другой точке зрения, майя начали расселяться из горной прародины на северо-западе Гватемалы в конце 3-го тысячелетия до нашей эры. В конце 2-го тысячелетия до нашей эры в Веракрусе и Табаско (мифическая страна Тамоанчан) майяязычные ольмеки создали первую городскую цивилизацию Мезоамерики, пришедшую в упадок в середине 1-го тысячелетия до нашей эры из-за вторжения варварских племён предков тотонаков, мише-соке (см. Михе, Соке) и науа (см. Ацтеки), которое разделило хуастеков с остальными майя. В середине 1-го тысячелетия до нашей эры майя горной Гватемалы создали цивилизацию Каминальхуйю. На рубеже нашей эры на основе подсечно-огневого и ирригационного земледелия (основная культура кукуруза) и традиций ольмеков и Каминальхуйю сложилась классическая цивилизация майя (её ареал в основном совпадает с территорией расселения народов майя). Известны несколько десятков городов-государств (Эль Мирадор, Паленке, Тонина, Пьедрас-Неграс, Иашчилан, Дос Пилас, Сейбаль, Тикаль, Вашактун, Йаашха, Копан, Киригуа, Лубаантун, Цибилчальтун, Ушмаль, Лабна, Эцна, Кабах и др.) с памятниками архитектуры (храмами и дворцами на ступенчатых пирамидах и платформах, площадками для игры в мяч, паровыми банями, обсерваториями, платформами для ритуалов и драматических представлений, арками, акведуками, мощёными дорогами, укреплениями), монументальной живописью и скульптурой, развитой мелкой пластикой, керамикой (полихромные и резные сосуды с историческими и мифологическими сценами), ювелирным искусством, солнечным календарём, иероглифической письменностью.Для племён майя характерно деление на дуальные половины и 4 фратрии, отразившееся в структуре власти, поселений, культа, ритуала.В конце VIIIIX вв. государства майя погибают от нашествий западных племён и внутренних кризисов. Города Чьяпаса, Петена, Южного Юкатана и Белиза покидаются навсегда. В X веке Юкатан завоёвывают пришедшие из Табаско и Южного Кампече тольтеки и союзные им майяязычные племена ица и тутуль шив, горную Гватемалу племена ветви киче. Древняя культура майя продолжает развиваться в государствах Юкатана и горной Гватемалы, испытывая сильное влияние центрально-мексиканской культуры, проводником которого были тольтеки. В конце XIV века образуются крупные государства киче (столица в Кумаркаах) и чонталей (столицы Потончан и Ицамканак). В началесередине XVI века государство майя завоёвывают испанцы. Последнее независимое государство ица (на озере Петен-Ица в Северной Гватемале) завоёвано в 1697.Современные майя в сельской местности сохраняют традиционную культуру, типичную для индейцев Мезоамерики (см. в статье Индейцы). Основное традиционное занятие ручное подсечно-огневое земледелие. Сохраняются примитивные земледельческие орудия (заострённая палка, которой делают лунки для семян, топор-мачете для рубки деревьев). На орошаемых полях вблизи городов распространяется плуг. Развиты традиционное пчеловодство (особенно на Юкатане), разведение домашней птицы (индюки, после испанского завоевания куры), охота (в удалённых деревнях сохраняется охота на птиц и обезьян с духовой трубкой, коллективная загонная охота на оленей и пекари), собирательство (дикий мёд, орехи, плоды, моллюски), рыболовство. Разводят также коров, свиней, лошадей, коз, мулов, ослов, в горах овец. Традиционные ремёсла: гончарство, вышивка, плетение, плотничество, резьба по дереву, в горах узорное ткачество на вертикальных ручных станках, производство украшений, музыкальных инструментов, лодок, черепицы, адобов. Работают по найму на плантациях кофе, заняты в соляном промысле, добыче и обжиге известняка, рыболовных и лесных промыслах (сбор смолы-чикле, заготовка ценной древесины), в сфере обслуживания и в промышленности. Женщины нанимаются прислугой в города.Поселения типичны для индейцев Мезоамерики, некоторые сохраняют древнее деление на 4 автономных, иногда эндогамных или экзогамных квартала (пережиток фратриального деления). Преобладает прямоугольное жилище из жердей, тростника, соломы с высокой двух- или четырёхскатной соломенной или из пальмовых листьев крышей, часто белёное изнутри и снаружи, в горах часто на каменном цоколе; в посёлках дома строятся в основном из адоба, крыша черепичная. Пол земляной, покрыт циновками. Встречается архаичное овальное в плане жилище. В доме большой глиняный сосуд для воды, каменная зернотёрка, низкие табуреты, домашний алтарь, в углу очаг из трёх камней с глиняной сковородой-триподом, во дворе амбар, кухня. В горных областях встречаются паровые бани.Традиционная одежда надевается по праздникам: мужские и женские узорные пояса, плащи-серапе, уипили, женские запашные юбки. На Юкатане и в Чьяпасе одежда светлая с красной вышивкой, в горной Гватемале со сплошным тканым цветным орнаментом.Основная пища из маиса с овощами, перцем, какао, мёдом. Мясо в основном праздничная и ритуальная еда (ели мясо домашних собак). Молока не употребляют.Для социальной организации характерны религиозно-гражданская иерархия, система ритуальных братств (кофрадий), компадрасго. В изолированных районах сохраняются большие и расширенные патрилинейные семьи, патрилиниджи, общинная эндогамия, встречаются полигиния, временная матрилокальность брачного поселения, кросскузенные браки, отработки за невесту. Общину составляет население деревень и хуторов, примыкающих к административному, культовому и торговому центру посёлку-пуэбло.Дохристианские культы и верования тесно переплелись с католицизмом: культы гор, пещер, колодцев, креста и священных деревьев в центре поселений (в низменностях сейба, в горах кедр), связанные с культом предков и богов дождя, аграрная и поминальная обрядность (жертвоприношения и моления на полях, в пещерах и у колодцев, обряды вызывания дождя), нагуализм, шаманизм, колдовство, знахарство. В удалённых областях сохраняются погребения под полом жилищ, погребения детей и старейшин в пещерах. В ритуалах пользуются древнемайяским календарём. По католическим праздникам театрализованные представления, танцы в масках на сюжеты традиционного и староиспанского фольклора. Сохраняют мифологию, песни, легенды, сказки, танцы.Современные майя, особенно в городах, ассимилируются ладинами и креолами.2. Собственно майя, майя Юкатана, юкатеки, древнейшее самоназвание ах-кех ("охотники на оленей"), масеуалоб (от масеуалли на языке науа), индейский народ, один из народов майя, коренное население полуострова Юкатан (в штатах Кампече, Юкатан, Кинтана-Роо в Мексике, в Белизе и в департаменте Петен в Гватемале). Численность в Мексике 670 тыс. человек, Гватемале 5 тыс. человек, Белизе, вместе с мопан 25 тыс. человек. Говорят на языке майя. Выделяются диалектные группы санта-крус и икомче в Кинтана-Роо, и ица в Гватемале (потомки переселенцев XII века из Чичен-Ицы). Близки к майя по языку мопан на юге Белиза и лакандоны. Более 60% владеют также испанским языком. Формально католики, сохраняются традиционные верования.Земледельческие племена майя пришли на Юкатан в начале середине 1-го тысячелетия до нашей эры, где, по-видимому, смешались с местными племенами охотников и собирателей. Расцвет городов-государств на Юкатане (Ушмаль, Сайиль, Лабна, Кабах, Эцна, Ошкинток, Цибилчальтун, Чичен-Ица, Коба, Тулум и др.) начался в VIVII вв. В X веке Юкатан был завоёван пришедшими с запада майяязычными племенами ица и тутуль шив под предводительством тольтеков. Они основали государство со столицей в Чичен-Ица, в конце XII века павшее в результате междуусобной войны. В XIIIXV вв. на Юкатане доминировал майяпан, после падения которого в 1441 Юкатан распался на ряд независимых враждующих государств. В городах развивались науки и искусства, имелись библиотеки иероглифических книг. В 154146, после ожесточённого сопротивления, майя были покорены испанцами (столица ица на озере Петен-Ица пала только в 1697). Государственность и культура майя разрушена, майя насильно христианизированы. Впоследствии они неоднократно восставали. С 1847 по 1915 участвовали в "войне рас" против мексиканского правительства. Пленных майя отправляли на сахарные плантации Кубы. После поражения часть майя ушла в леса Кинтана-Роо (где группа санта-крус сохраняла независимость до 1930-х гг.) и Белиза. В настоящее время майя составляют большинство сельского населения Юкатана. Наиболее ассимилированы на севере полуострова.Основное занятие подсечно-огневое ручное земледелие (маис, фасоль, тыквы, ямс, батат, томаты, перец-чиле, дыни и др., в садах у домов фрукты, овощи, табак). На мильпах (кукурузных полях) работают в основном мужчины, в садах женщины. Разводят кур, индеек, коз, ослов, коров. Существуют морское и речное рыболовство и собирательство, во внутренних областях сохраняется охота, в том числе с духовой трубкой, иногда коллективная охота. Развито пчеловодство, в дождливый сезон добыча смолы-чикле. Развито плетение, обработка кожи, изготовление украшений и гребней из раковин и черепашьего панциря. Материальная культура типична для народов майя.Деревни насчитывают 1530, в Кинтана-Роо 430 хижин. Жилище одно- и двухкамерное, часто на невысокой платформе, прямоугольное, иногда с закруглёнными концами, с двумя входами по длинным сторонам, двускатной соломенной крышей, переходящей в навес.Женщины носят длинную белую юбку-пик и белый длинный уипиль, по праздникам с растительным орнаментом, шёлковый. Во внутренних районах Кинтана-Роо носят запашные юбки. Распространены платки, шали, серьги, кольца, бусы.Семья малая билатеральная, реже большая (расширенная) патрилинейная, встречается полигиния и обычай отработки за невесту, патрилиниджи.Религия майя переплетение древних и христианских представлений и обрядов. Боги дождя (чааки), покровители полей и селений (баламы) лесов и дичи (каши) почитаются наряду с христианскими святыми патронами деревень и линиджей. Сохраняются нагуализм, древние космогонические представления, мифология, культы сенотов (естественных колодцев), пещер, крестов (Говорящий Крест в селе Санто-Ках оракул и главная святыня санта-крус), священного дерева-сейбы в центре селений. Совершаются ежегодные паломничества на вершины древних пирамид (в Ицмале, Тулуме и др.). Аграрными обрядами (включающими церемонии вызова дождя) руководят шаманы-жрецы ш-мен ("те, кто знают"), которые также прорицают, лечат и гадают, используя семена наркотического растения (акации). В ритуалах широко используется алкогольный напиток из коры дерева балче. Часто культ языческих богов отправляют мужчины, католических святых женщины. Культ креста и святых патронов линиджей отправляется на домашних алтарях и маленьких часовнях. Главные праздники года день местного патрона, Новый год (в январе или марте), когда устраиваются пиры, танцевальные процессии, пантомимы в масках и театрализованные представления на мифологические и исторические сюжеты (танцы Оленя, Ягуара, Мавры, Кортес и др.). На Новый год в танце Быка, или Свиньи, происходит церемония передачи власти новым ритуально-гражданским лидерам общины.А. А. БородатоваЭтнонимы: майя, ах-кех, ица, киче, лакандоны, масеуалоб, мопан, ольмеки, тутуль шив, хуастеки, юкатеки